1. Бюджетное учреждение здравоохранения «Городской клинический перинатальный центр»

Консультативно-диагностическая поликлиника при БУЗ ОО «Городской клинический перинатальный центр» является единственным учреждением в городе, осуществляющим выхаживание и дальнейшее медицинское сопровождение детей, являющихся группой высокого риска по возникновению нервно-психических расстройств, что в дальнейшем проявляется в таких вариантах нарушенного развития как умственная отсталость, задержка психического развития, нарушение деятельности анализаторов или опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра. Практика показывает, что зачастую у одного и того же ребёнка на этапе дошкольного детства эти нарушения развития могут быть представлены не одним, а сразу несколькими вариантами отклонений, хотя в раннем возрасте эти дети были всего лишь в группе риска.

Группа риска по возникновению нервно-психических расстройств включает в первую очередь недоношенных детей, детей, рождённых в асфиксии и перенесших родовую травму, младенцев с гемолитической болезнью новорожденного, детей, перенесшихтяжёлые инфекции и для которых проводились приёмы реанимации. Именно данная категория детей находится под пристальным вниманием специалистов-неонатологов, неврологов и др., и именно они являются группой высокого риска по возникновению нарушений в развитии (дети с ОВЗ). Статистика за 2013 год показывает значительное количество детей группы риска. За прошлый год общее число детей, получивших консультацию специалистов, составило 14.730 детей от общего числа новорожденных. Из них 6509 взято под длительное динамическое наблюдение и контроль со стороны специалистов.

Общее число детей группы риска 6.509

Перинатальное поражение ЦНС различного генеза

Инвалидизирующие заболевания глаз

Снижение слуховой функции (сомнительныйаудиоскрининг)

Нарушение

опорно-двигательного аппарата

95%

32%

20%

25%

Исходы в инвалидизацию

Врождённые пороки развития

 

17%

Хромосомные нарушения

 

5%

Перинатальное поражение ЦНС (ДЦП, умственная отсталость, органические расстройства личности, эписиндром, гидроцефалия)

43%

 

Большинство детей получая квалифицированную медицинскую помощь в системе здравоохранения, не получают своевременной (на ранних этапах детства) психолого-педагогической поддержки. Во-первых, из-за низкой осведомлённости общественности нашего города (родителей, врачей) о возможности и значимости ранней помощи таким детям, коррекции и профилактики их психического развития; во-вторых, в силу низкой педагогической грамотности родителей, как в вопросах особенностей развития детей с ОВЗ и группы риска, так и в отношении путей и способов коррекции психических нарушений на этапах раннего детства. В то же время, при любом варианте нарушенного развития у детей имеется широкий круг потенциальных возможностей, который сужается по мере взросления ребёнка, отсутствия целенаправленной психолого-педагогической поддержки и трудностей организации матерью грамотного продуктивного  взаимодействия со своим ребёнком.

 

 

2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»

Факультет Начального, дошкольного и специального образования

Кафедра Специальной психологии

Факультет Начального, дошкольного и специального образования является ведущей организацией не только в подготовке специалистов начального, дошкольного и специального образования, но и в повышении компетентности специалистов-практиков.

Кафедра Специальной психологии, в лице заведующего Е.А.Чернявской, активно сотрудничает с Институтом коррекционной педагогики РАО (г.Москва). Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры затрагивает широкий спектр проблем теории и практики специального (коррекционного) образования: ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогические условия сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжёлыми двигательными нарушениями; формирование представлений об окружающем мире у детей с эмоционально-волевыми расстройствами; формирование внутреннего (психического) плана восприятия и понимания мира, социума и самого себя детьми и подростками с интеллектуальной недостаточностью. Реализуемые направления психологических исследований являются значимыми и приоритетными не только для специальной психологии, но и для психологической науки в целом.

Большое внимание преподаватели кафедры уделяют практическому внедрению результатов исследований по обозначенной проблематике в различных образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение детей с ОВЗ. На протяжении многих лет оказывают специалисты кафедры Специальной психологии осуществляют организационную и научно-методическую поддержку в подготовке и реализации проектов и программ ОГОБФР «Меценат».

Студенты, обучающиеся на факультете Начального, дошкольного и специального образования, принимают активное участие в волонтёрских движениях и сотрудничают с благотворительными организациями города и области, осуществляющих помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья или группы риска по возникновению нервно-психических расстройств. Студенческие группы волонтёров сформированы по интересам и характеризуются не только добросовестностью, отзывчивостью, добротой и бескорыстностью, но и определённой профессиональной компетентностью в решении вопросов сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.