Главная » Статьи » Статьи |
А. В. Бродская БУЗ ОО «Городской клинический перинатальный центр» На современном этапе развития науки и практики в области раннего вмешательства в отношении детей с различными нарушениями развития и риском их появления система работы строятся на понимании важных принципов, первый из которых заключается в её семейноцентрированности, что означает, что в помощи нуждается не сколько сам ребёнок с нарушенным развитием, а прежде всего его семья, которой необходимо справиться с рождением «особого» ребёнка. Вторым, но не по значимости является «диадный» принцип (Д.В.Винникот, И.В.Добряков), наличие специфичной «со-бытийной» общности матери и ребёнка (Е.Л.Гончарова), каждый участник которой является активным субъектом взаимодействия. Исходя из данных положений особо актуальным нам кажется вопрос об оказании психологической поддержки и помощи матерям, которые являются главным лицом в развитии детей младенческого возраста. Рождение проблемного ребёнка провоцирует возникновение у их матерей негативных эмоциональных переживаний, когнитивных искажений и неадаптивных поведенческих тактик. В данной ситуации можно говорить о формировании специфического психологического феномена «особого материнства». Формирование и развитие «особого материнства» включает в себя теже стадии и компоненты, что при «обычном» родительстве (Е.В.Овчарова). Неоспоримую важность на формирование гармоничного родительства и в частности материнства играют мотивы рождения ребёнка и родительские ожидания по отношению к будущему ребенку во время беременности, на какой стадии жизненного цикла семьи появился ребенок. Рождение проблемного ребенка патологизирующе затрагивает все компоненты материнства. На эмоциональном уровне реагирования выступают негативные переживания, страх и тревога за жизнь и дальнейшую судьбу ребенка, в некоторых случаях можно говорить о переживаниях, схожими при переживании острого стрессового расстройства. Хочется заметить, что в случае рождения детей группы биологического риска (недоношенные, оперированные в период новорожденности и пр.) уровень фрустрации матери может быть выше, чем при рождении ребенка с врожденной аномалией или генетическими заболеваниями, о которых мать была осведомлена в период беременности но все же сохранила беременность. Когниции матерей, как говорилось выше, приобретают искаженный характер, их можно обобщить в следующие категории:
Поведенческие тактики женщин, переживающих рождение проблемного ребенка носят многообразный характер, они могут замыкаться в себе или наоборот начинать «активную социальную жизнь» в вечном поиске виноватых в случившимся, повышая тем самым как межсемейную (конфликты с медицинским персоналом и юридическими лицами) так и внутрисемейную конфликтность, что приводит к частым разводам и уходам отца из семьи, и лишь немногим удаётся справиться с возникшим горем, отреагировать на все неприятные переживания, принять рождение ребенка со всеми его особенностями и нуждами, искать и находить социальную поддержку, тем самым способствовать психоэмоциональному развитию ребенка и переживать радость материнства. Феномену «особого материнства» на настоящий момент посвящено немного исследований, большинство из них касаются изучения психологических характеристик матерей детей дошкольного, подросткового возрастов с выявленными и достаточно «укоренившимися» нарушениями развития (В.В.Ткачева, И.Ю.Левченко и др.). Таким образом, интересным и практически значимым, на наш взгляд, является поиск теоретического обоснования и практических разработок в области психологического сопровождения «особого материнства», его специфических закономерностей при разных вариантах нарушений развития ребенка и при группе биологического риска по возникновению нервно-психических нарушений на самых ранних этапах его становления (в первый год жизни ребенка). Первостепенной задачей в решении данного вопроса нам показалась задача рассмотрения динамики включения психологических защит, формирования отношения к ребёнку с особенностями развития, стратегий его воспитания и собственных переживаний по данному поводу, т.е. как и почему одни матери принимают своего ребенка таким как он есть и применяют к нему адекватные стратегии воспитания и развития, а других «захлестывают» переживания и диалог в диаде «мать-дитя» оказывается искаженным и негармоничным. Рождение проблемного ребенка вынуждает родителей, в частности мать пережить сильнейший стресс, заключающийся в утрате того родительства и материнства, которые они себе представляли до кризисной ситуации. Данное положение позволяет рассмотреть реакции матерей с точки зрения процесса переживания утраты (по Э.Кюблер-Росс) и реакциям приспособления родителей к дефекту ребенка (М.Селигман). При этом важно помнить, что переживание утраты и горя в связи с ней принято рассматривать не только в ситуациях, когда человек переживает непосредственную утрату близкого человека (смерть члена семьи), но также и в ситуациях развода, утраты значимой деятельности, работы, дружбы при различных обстоятельствах. Э.Кублер-Росс выделяет пять стадий переживания утраты.
Основной задачей психологического сопровождения на данной стадии является помощь в отреагировании возникающих переживаний и эмоций женщин, при этом важно «не разрушать» выстроенные ими психологические защиты, а «принимать» их. Объяснение диагноза ребенка и возможных его последствий для риска возможных нарушений психического развития на данный момент бессмысленны, женщина до сих пор «не верит в случившееся и не принимает это». Медицинскому персоналу и психологу важно дать понять женщине что они есть, что они готовы ей помочь. Терапевтический эффект в данном случае может даже оказать простое «молчаливое соприсутствие». На данном этапе необходимо вести тщательное наблюдение за психическим состоянием женщины, еще в акушерском стационаре её должен осмотреть психиатр на предмет протекания острого стрессового расстройства, в зависимости от состояния и должен выстраиваться дальнейший маршрут психологической помощи. Несомненно, рождение проблемного ребенка является психотравмирующей ситуацией для всех членов семьи, матери в особенности, поэтому психологическая помощь должна осуществляться по принципам оказания помощи лицам, переживающим кризисную ситуацию. Как говорилось выше, важной задачей является помощь матерям в отреагировании своих переживаний по отношению к ситуации, в её осознании и последующем принятии, а не отрицании. Психолог в процессе специально организованной беседы при групповой или индивидуальной психокоррекции побуждает женщин рассказать о произошедшем событии, исподволь направляя повествование пациентов в нужное русло, позволяя им эмоционально отреагировать происходящие, тем самым принять ситуацию. Очень важным и проблематичным моментом является мотивирование пациенток на работу, решить данную задачу помогает присоединение психолога к ситуации переживания и их состояниям, безусловное принятие имеющихся, порой страшных и мучительных эмоций и чувств позволяет создать чувство безопасности и комфорта. Беседа должна строится по следующей схеме:
Важно подчеркнуть, что характер такой кризисной интервенции требует от специалиста высокой квалификации и специальной подготовки. Осуществлять данный вид помощи должен психотерапевт или психолог, прошедший специальную подготовку по психологии кризисных состояний. При групповых встречах, состоящих из 4 человек занятие может занимать в среднем до 3 часов, что нужно учитывать при работе в стационарных условиях. Только после отреагирования переживаний по поводу кризисной ситуации женщинам целесообразно и важно предоставить маршрут их дальнейшего сопровождения (что нужно делать, куда, к кому, зачем и когда стоит обращаться), вся информация должна носить согласованный характер всех специалистов (врачей, специалистов службы ранней помощи, психотерапевтов и т.д.). Таким образом, можно сказать, что система сопровождения «особого» материнства должна начинаться с самого раннего этапа его становления и иметь четкую организационную и содержательную сторону.
Здесь также проблемным является вопрос о мотивировании матерей для работы по реабилитации малыша, многие не видят в этом еще необходимости, или неотреагированные чувства не позволяют им увидеть данную возможность. Информирование специалистов службы ранней помощи о рисках развития и возможности их коррегирования на самых ранних этапов очень важно. При прохождении дальнейшей реабилитации в службе ранней помощи родителям, на наш взгляд целесообразно представлять для ознакомления и принятия контракт или семейный договор, в котором кратко, четко и логично прописаны основные права и обязанности родителей в реабилитационном процессе, то, как помогает их участие в полноценном и гармоничном развитии ребенка. В договоре необходимо прописать какие мероприятия семья должна посещать в дальнейшем с ребенком и без него (индивидуальное консультирование, диагностические приемы для оценки уровня развития ребенка, коррекционные занятия, тренинг родительской компетенции, мастер-классы). Тем самым, с повышением собственной ответственности и социальной активности, с формированием адаптивных копинг-механизмов можно помочь избавиться от чувства вины за случившееся.
Продолжают испытывать чувство беспомощности, оплакивают не только свои представления о материнстве, но и своё будущее. Как правило, родители испытывают трудности в воспитании детей, чрезмерная тревожность, неуверенность мнительность часто им в этом мешают, при этом нарушается гармоничное взаимодействие с ребенком, другими членами семьи, в некоторых случаях можно в добавок говорить о патологизирующем воспитании проблемных детей. Помощь психолога заключается в преодолении у матерей чувства неуверенности в воспитании, подачи информации о благоприятных стратегиях воспитании в каждом случае, помочь в распределении новых семейных ролей, установлении границ в каждой семейной подсистеме. Т.е. психологу важно дать возможность осознать «ненормальность» своей жизни и особенностей своего ребенка. Задача психолога состоит в помощи трансформации восприятия возникшей ситуации, в придании ей нового личностного смысла, в «ненормальности и особенности» ребёнка увидеть возможность счастья обычного материнства.
Важно помнить, что каждый горюет по-своему, все зависит от тяжести ситуации, глубины горя и утраты, личностных особенностей горюющих. Время проживания каждой стадии также индивидуально, и это следует учитывать при организации помощи матерям. Если на практике мы сталкиваемся с неадекватными стратегиями воспитания, отношениями к ребенку, то можно предположить, что на какой-то стадии переживания утраты женщине помешали правильно отреагировать на свои эмоции и чувства, оплакать свое горе. | |
Просмотров: 408 | |
Всего комментариев: 0 | |