Главная » Статьи » Статьи

Формы психолого-педагогического сопровождения в службе ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска

Е. В. Орлова

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

 

На современном этапе развития науки и практики происходят стремительные изменения в области образования детей. В соответствие с новым Федеральным Законом «Об образовании», система как общего, так и специального образования подвергается реорганизации в различных направлениях, в связи с чем, актуальным и практически значимым направлением исследований является процесс интеграции и возможности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С.Никольская, Е.Л.Гончарова).

Отечественные специалисты отмечают, что процесс интеграции детей с ОВЗ и их инклюзивное образование будут успешны только через реализацию в отношении этих детей системы ранней помощи, т.е. их психолого-педагогического сопровождения с первых месяцев жизни (Ю.А.Разенкова). Несмотря на то, что практика ранней помощи детям с ОВЗ сама по себе не является новой, в инфраструктуре нашего города данное направление деятельности приобретает инновационный характер. Противоречие заключается в том, что среди существующей отдельной частной практики раннего развития детей, отсутствует специализированная, целенаправленная и комплексная помощь детям с ОВЗ и детям группы риска в младенчестве и раннем возрасте, в то время как востребованность в данном направлении среди родительской общественности возрастает из года в год.

Своевременная помощь в развитии ребёнка и коррекция недостатков его психического развития позволяют не только сгладить имеющиеся недостатки и пробелы в развитии, но и даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребёнка. Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатые с первых лет жизни ребёнка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорректировать уже имеющиеся трудности  и,   в результате,  значительно снизить степень социальной дезадаптации детей с ОВЗ, достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня развития, образования и интеграции в обществе.

Ранняя помощь сегодня представляется как комплекс междисциплинарных услуг семье, воспитывающей ребёнка в возрасте от 0 до 3 лет с проблемами в развитии ил риском их появления. Основная трудность в организации и реализации данного комплекса мероприятий заключается в их междисциплинарном взаимодействии. Принципиально важным на сегодняшний день остаётся вопрос об учреждениях и организациях, на базе которых необходимо создавать условия для раннего комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения указанной категории семей.

Исходя из докладов представленных ранее, становится очевидным, что наш регион находится на этапе зарождения системы ранней помощи детям с проблемами в развитии. Интересной закономерностью становится факт одновременного запуска двух механизмов становления системы ранней помощи. На сегодняшний день, на территории нашего города достаточно гармонично складывается отношение к раннему психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ или группы риска. Речь идёт о некотором синтезе обоих из двух возможных вариантов создания служб ранней помощи – как «снизу» – отдельной инициативой специалистов и руководителей структурных подразделений, так и «сверху» – различными проектами и программами Министерства образования Омской области.

Однако в отношении организации и реализации комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей с особыми  детьми, существует множество нерешённых проблем, как в отношении теоретико-методологического обоснования, так и в области содержательно-методического оснащения. Несмотря на ряд общепризнанных определений ранней помощи, каждое учреждение будет вкладывать в её содержание совершенно разные мероприятия и способы их реализации. Это во многом будет определяться принадлежности учреждений к определённому ведомству или структурному подразделению.

Говоря о деятельности различных подведомственных структур,  стоит отметить различный уровень и содержание ресурсного обеспечения, кадровой политики и источников финансирования. Форма организации и содержания деятельности ранней помощи детям с проблемами в развитии их семьям будет отличаться по степени вовлечённости специалиста в процесс их комплексного сопровождения, от видов его профессиональной деятельности, частоты встреч и характера решаемых задач.

Наиболее распространённой и предпочтительной формой в данном направлении является служба (отдел) ранней помощи. Основные задачи в рамках деятельности службы ранней помощи представлены на слайде. Каждая из представленных задач может быть расширена или дополнена в зависимости от специфики учреждения или организации на базе которого создаётся служба ранней помощи.

Несмотря на некоторые общие требования в структуре штатного расписания службы ранней помощи, кадровая политика может быть различной, исходя из задач службы и категории детей, посещающих данное учреждение. Так ил иначе круг профессиональных услуг, реализуемых в службе ранней помощи можно представить следующим образом.

В основе деятельности специалистов службы ранней помощи лежит технология психолого-педагогического сопровождения «особого материнства» в ситуации «особого младенчества», которая позволяет принять рождение проблемного ребёнка с самых первых дней его жизни, и оптимизировать взаимодействие, способствующее его гармоничному и всестороннему психическому развитию. Это достигается путём организации непрерывного консультирования, своевременной диагностики, специальных обучающих семинаров для родителей, тренингов для матерей и мастер-классов для всей семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и группы риска и собственно коррекционно-развивающих занятий для детей о 0 до 3 лет.

В рамках взаимодействия родителей и специалистов службы ранней помощи возможны различные варианты сотрудничества.

Самостоятельная работа в семье. Данная форма работы в виде многократного консультирования с определённой периодичностью и динамическое наблюдение в учреждении предполагают диагностику по оценочной таблице совместно со специалистом и практические рекомендации матери в виде комплексов игр и упражнений по основным линиям развития ребёнка в определённый возрастной период.  Данную форму целесообразно применять при отсутствии выраженного отставания в сроках и темпах развития ребёнка, когда отмечается максимальная заинтересованность и готовность матери к самостоятельной работе в домашних условиях. При такой форме предполагается проведение повторных встреч, для того, чтобы оценить динамику в развитии ребёнка и коррекционные возможности семейного воспитания. В случае неудовлетворительных результатов и низкой динамики в развитии ребёнка или затруднениях у матери, семья переходит на следующую форму взаимодействия.

Комплексные занятия на базе учреждения. Работа в рамках данной формы сопровождения ведётся сессиями с каждой отдельно взятой семьёй. В наиболее тяжёлых случаях, связанных с выраженным отставанием в развитии ребёнка или крайне низкими коррекционными возможностями семейного воспитания, в службе ранней помощи организуются систематические занятия с ребёнком в обязательном присутствии матери (или другого близкого взрослого) в режиме трёхкратных сессионных встреч. Для детей первого и второго года жизни организуются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, для детей третьего года жизни – групповые. Положительно зарекомендовали себя такие формы работы, как обучающие семинары для родителей и мастер-классы.

Надомное визитирование специалистов используется в отношении детей с более выраженными потребностями в непосредственном наблюдении. Это дети с выраженными комплексными нарушениями развития, дети младенческого возраста, дети территориально проживающие вдали о организованной службы ранней помощи и не имеющие возможности посещения занятий, часто болеющие или ослабленные дети. В естественных для ребёнка и матери условиях осуществляется диагностика и коррекция психического развития ребёнка согласно индивидуальной программе сопровождения.

Основная задача при любой форме организации и реализации содержания ранней помощи – это научить родителей правильному и гармоничному взаимодействию со своим ребёнком. Родители должны понимать, что ни один специалист не сможет добиться положительных результатов без активного участия родителей, которые 24 часа в сутки находятся рядом и имеют больше возможностей для формирования тех или  иных компетенций в развитии своего ребёнка. Специалист лишь на некоторое время становится посредником между матерью и ребёнком, демонстрируя его трудности, его возможности и способы продуктивного взаимодействия.

Опытом различных городов и регионов доказано, что деятельность служб ранней помощи является высоко эффективной, а вложенные в их создание и содержание затраты экономически оправданными, поскольку ориентированы на уменьшение количества детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении. Эти службы обеспечивают образовательную и социальную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников, создавая тем самым, возможности для получения многими из них полноценного образования.

 

Категория: Статьи | Добавил: Otklik (19.12.2014)
Просмотров: 967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar