Главная » Статьи » Статьи

Гармонизация взаимоотношений между матерью и ребёнком группы риска на этапах раннего детства в процессе совместно-разделённой деятельности

А. В. Бродская

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

В современной специальной психологии неоспоримым является факт о важности и продуктивности раннего вмешательства по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Практика сопровождения детей с отклонениями в развитии показала, что чем раньше по отношению к детям применялись методы коррекционно-развивающей помощи, тем более успешно проходило их дальнейшее развитие, социализация и интеграция (Ю.А.Разенкова, Н.Д.Шматко, О.И.Пальмов и др.).

Есть случаи, когда мы можем предположить наличие возможных проблем в дальнейшем развитии ребенка в тех случаях, когда речь идет о детях группы риска. Понятие «группа риска» вбирает в себя разноплановую категорию детей с различными причинами возможных отклонений в развитии:

  • дети социальной группы риска: дети-сироты; дети, родители которых страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией;
  • дети биологической группы риска: недоношенные и переношенные дети; дети, перенёсшие родовую травму и рождённые в асфиксии; дети, по отношению к которым применялись приемы реанимации и интенсивной терапии (Ю.А.Разенкова).

В рамках нашего исследования мы говорим о детях биологической группы риска. Как правило, данная категория детей длительно пребывает в отделении интенсивной терапии, многие из них прошли приемы реанимации, тяжелое лечение и операции под общим наркозом. С рождения они часто получали курсы интенсивной физиотерапии и инъекций лекарств, болезненный массаж. Перенесенные заболевания, попытки раннего операбельного вмешательства также не могли способствовать их комфортному ощущению себя и окружающего. Болезненные ощущения могут преследовать их долгое время, накладывая тяжелый отпечаток на психическое развитие и на контакты с окружающими.

Полноценное и гармоничное развитие ребенка на этапах раннего детства трудно представить без участия близкого взрослого. Наиболее значимым для малыша взрослым выступает его мать, она является первой фигурой его привязанности, источником трансляции исторически сложившегося социокультурного опыта, даёт ему ощущение безопасности и комфорта (Л.С.Выготский, М.И.Лисина, Дж.Боулби, Р.Ж.Мухамедрахимов).

Мать является самым заинтересованным лицом в развитии своего ребёнка. В связи с этим в практике психологической помощи утрачивает свою актуальность работа непосредственно с ребенком. Субъектом психологического воздействия становится именно общность матери и ребенка, каждый из которой является источником и движущей силы развития другого (Е.Л.Гончарова).

При этом возникает трудность: психолог не всегда может опираться на тех матерей, которым самим требуется помощь в преодолении стресса, отчаяния в ситуации осложнений при рождении ребенка и психологическая поддержка. В случае рождения ребёнка группы риска возникает феномен «особого» материнства. Как правило, матери испытывают чувство вины и высокий уровень тревожности, что, несомненно, искажает реальность восприятия собственного малыша, его проблем, трудностей, возможностей и способностей, а также нарушает гармонию внутрисемейных отношений.

Таким образом, осложнённое младенчество несёт последствия для всех субъектов общности. Ребёнок предстаёт перед нами с задержкой психоречевого развития, с пониженным интересом к познанию окружающего предметного и социального мира, трудностями к установлению доверительных отношений и продуктивному контакту. Переживания матери ребёнка группы риска имеют различные оттенки: это и состояние пролонгированного стресса и отчаяния, гиперопека по отношению к ребёнку, эмоциональная отдалённость и холодность, чрезмерная фиксация на проблемах физического развития ребёнка, недооценка факторов риска рождённого ребёнка. В результате, когда общность матери и ребёнка вновь воссоединяется после выписки из стационара, возникает проблема взаимодействия двух, наделённых проблемами субъектов [4].

Создание максимально благоприятных условий для сглаживания имеющегося негативного опыта и формирования более благоприятных форм взаимодействия между матерью и ребёнком группы риска в раннем возрасте возможно за счёт организации психологического сопровождения, но не столько ребёнка, сколько пары матери с ребёнком, как фундамента успешного и полноценного развития последнего.

Достижению данной цели психологического сопровождения способствует совместно-разделённая деятельность матери и ребёнка.  В качестве основного средства совместно-разделённой деятельности нами выбрана продуктивная деятельность, которая не просто решает задачи, поставленные специалистом, но и удовлетворяет потребности ребенка в творческом самовыражении. Сотворчество матери и ребенка позволяет решить многоплановые задачи:

  • расширении сферы психического развития ребенка. Для решения используются различные упражнения и задания, предполагающие работу с разными изобразительными материалами, реализуемые с целью активизации и развития сенсомоторной сферы, познавательной деятельности, поднятия психического тонуса, осмысления и разворачивания впечатлений ребенка из его аффективного опыта, преодоления ряда эмоциональных и поведенческих проблем, уменьшения проявлений тревожности, страхов, агрессии;
  • арттерапевтическое воздействие на взрослого. Элементы арттерапии позволяют матери выразить свои переживания при участии механизма проекции. Процесс при этом протекает в контексте психо­терапевтических отношений, а создание образов выступает в качестве основного средства общения. Психолог создает условия для невер­бального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представ­лений, помогая матери общаться с ребёнком. Продуктивная деятельность выступает здесь средством выражения и разрешения внутрипсихических конфликтов взрослого;
  • гармонизация взаимодействия между матерью и ребенком, коррекция отношений привязанности.  Благодаря сотворчеству происходит расширение эмоционального опыта в «со-бытиях» матери и ребёнка через закладывание общего смысла в происходящие действия. Именно в продуктивных видах деятельности субъекты взаимодействия, в особенности мать, наполняет психическую жизнь малыша общим смыслом, «лечебным» механизмом которого является феномен совместно разделённого переживания.

Мать и ребёнок, занимаясь совместными видами деятельности, учатся понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом, переносить свои переживания на другую плоскость.

Работа психолога заключается  в косвенном обучении родителей приемам эмоционального заражения и регулярного совместно с ним переживания впечатлений, придания общего смысла подробностям всех ежедневных событий. Эмоциональное комментирование взрослого можно расценить как появление основы для развития разделенного переживания. Для этого необходимы постоянные эмоциональные комментарии матери [2].

Роль специалиста при решении данных задач многогранна. Сначала психолог выполняет роль активного наблюдателя за процессом взаимодействия матери и ребёнка в свободной игре или специально организованной ситуации, далее специалист становится посредником между матерью и ребёнком, что позволяет матери увидеть как ведет себя малыш с другим взрослым, новые стратегии реагирования на сигналы ребёнка, косвенно мать перемеряет на себя эти умения. В последующем инициатива переходит матери, а специалист становится сторонним наблюдателем, который своевременно направляет взаимодействие в нужное русло.

В рамках сотворчества это реализуется следующим образом. Когда ребенок рисует, лепит, одновременно с этим мать эмоционально комментирует  его действия, присоединяется к нему, продолжает вместе с ним или просто находится рядом. Важным моментом здесь является и использование тактильного контакта с ребенком, его подбадривание. Изначально именно психолог демонстрирует эти способы, затем инициатива передается матери, психолог же начинает внимательно наблюдать за происходящим. Специалисту необходимо наблюдать следующие аспекты:

  • эмоциональную насыщенность общения между матерью и ребенком;
  • умение матери создавать ситуацию совместной деятельности. Отмечается наличие совместных действий (когда мама выполняет руками ребенка действия), частично-разделенных (мама начинает а ребенок продолжает), или раздельных действий;
  • средства общения (экспрессивно-мимические, вокализация, локомоции, речевые средства);
  • наличие или отсутствие потребности в общении как у ребенка так и у матери;
  • умение матери учитывать интересы ребенка;

Данный опыт реализуется нами на протяжении нескольких месяцев  и ещё пока рано делать определённые выводы, но несомненным остаётся факт наличия положительной динамики внутреннего диалога между матерью и ребёнком группы риска, формирующий благоприятные формы привязанности между ними. Отмечается сокращение дистанции во взаимодействии между матерью и ребёнком, их взаимодействие стало более продолжительным и продуктивным, более отчётливо стала проявляться синхронизация в деятельности и подстройка партнёров по взаимодействию.

Список литературы:

  1. Арт-терапия – новые горизонты / Под редакцией А.И.Копытина. –М.: Когито-центр, 2006. – 336с.
  2. Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма // Диссертация на соискание учёной степени доктора психологических наук. – М.: ГНУ ИКП РАО, 2008. – 220 с.
  3. Гончарова, Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста / Е.Л.Гончарова // Дефектология. – 2009. - № 1, С. 45-49.
  4. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж.Мухамедрахимов. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – 288 с.
Категория: Статьи | Добавил: Otklik (09.08.2014)
Просмотров: 875 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar