Главная » Статьи » Статьи

Мастер-класс как форма психолого-педагогического сопровождения взаимодействия матери и ребёнка на этапах раннего детства

О. Н. Падерина

Бюджетное образовательное учреждение «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» города Омска

 

Практика работы в сфере специального образования позволяет констатировать наличие разнообразных проблем. Наиболее актуальной сегодня является проблема недостаточного количества мест в специализированных дошкольных образовательных учреждениях или их отсутствие для детей, начиная с раннего возраста.

Образовательные организации нашего города не всегда способны охватить всех детей, нуждающихся в специальных индивидуализированных условиях обучения. Ещё меньше возможностей получить спектр специальных психолого-педагогических услуг имеется у детей в раннем возрасте.

Современные родители, в большинстве, обнаруживают проблемы в развитии детей уже на первых годах жизни, однако сталкиваются с тем, что целенаправленной и систематической помощи им получить практически негде.

В связи с этим, актуальным и востребованным в современных условиях инфраструктуры нашего города является опыт сопровождения детей с ОВЗ и детей группы риска в различных организациях, осуществляющих обучение.

 Так на базе БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» г.Омска организована групповая работа с детьми раннего возраста, имеющих проблемы в развитии.

Современные исследования показывают важность и значимость периода раннего детства в психическом развитии любого ребёнка. Во-первых, происходит активное речевое развитие и, построенное на этом, овладение навыками общения и взаимодействия со взрослым, как основной движущей силы психического совершенствования ребёнка. Во-вторых, это период формирования активного и осмысленного восприятия, как отправной точки для развития произвольного внимания, важнейших мыслительных операций и когнитивного развития в целом

 

Именно ранний возраст является важным и значимым в:

- в плане коррекции и компенсации нарушенных психических функций, когда речь идёт о детях с ОВЗ,

- в плане профилактики вторичных нарушений в развитии и, как следствие, более успешной интеграции ребёнка и его инклюзивного образования.

Решить эти задачи возможно только в рамках ведущего вида деятельности малышей – в рамках организованного предметно-практического пространства. Однако всеми важнейшими психическими образовании ребёнок овладевает не в одиночку, а за счёт продуктивного взаимодействия и общения со взрослым. Именно взрослый, в частности мать, передаёт ребёнку весь накопленный опыт.

Говоря о детях раннего возраста с проблемами в развитии, особое внимание обращает на себя:

- несформированность их предметно-практической деятельности и неумение действовать в предметном пространстве с одной стороны;

- и неготовность матерей к продуктивному сотрудничеству в рамках этой деятельности – с другой.

В свою очередь, еще Елена Львовна Гончарова говорила о важности психолого-педагогического сопровождения не столько самого ребёнка, сколько общности матери и ребёнка в системе ранней помощи. Одной из основных форм работы специалиста, отвечающей данному условию, могут стать мастер-классы, которые проводятся для родителей по основным линиям развития ребёнка.

Мастер-класс представляет собой передачу своего профессионального опыта специалистом, его последовательные выверенные, наиболее успешные приёмы и  действия, ведущие к заранее обозначенному результату в развитии ребёнка с тем или иным вариантом нарушения.

С помощью реализации мастер-классов решаются две важнейшие задачи раннего психолого-педагогического сопровождения:

 

  • в отношении ребёнка:

- расширение сферы психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, речь;

- развитие личности ребёнка и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками;

- формирование коммуникативных навыков и навыков адекватного поведения в окружающем предметном пространстве;

- расширение опыта предметных манипуляций и овладение предметно-практической деятельностью.

  • в отношении матери:

- повышение общей педагогической грамотности родителей за счёт активного комментирования входе мастер-классов;

- формирование готовности к активному сотрудничеству со своим ребёнком, несмотря на его проблемы в развитии и трудности взаимодействия;

- расширение способов общения и приёмов коррекционно-развивающего обучения, доступных родителям;

- развитие положительного эмоционального отношения по каждому малейшему достижению своего ребёнка.

Таким образом, опыт работы в системе ранней помощи детям  ОВЗ в БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» г.Омска показывает эффективность и практическую значимость не только индивидуального консультирования, диагностики раннего развития ребёнка, групповых коррекционно-развивающих занятий, но и мастер-классов, как инновационного компонента в работе специалистов раннего развития детей с ОВЗ. Мастер-классы позволяют охватить общность матери и ребёнка, как субъекта психолого-педагогического сопровождения, а так же решить многоаспектные задачи, как в отношении развития ребёнка, так и в отношении родителей, воспитывающих проблемных детей, которым так же необходима помощь специалиста для выстраивания продуктивного взаимодействия со своим ребёнком.

Категория: Статьи | Добавил: Otklik (19.12.2014)
Просмотров: 720 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar