Главная » Статьи » Статьи

Организация и содержание надомного сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как новая форма работы

 

М. В. Кондиенко

ФГБОУВПО «Омский государственный педагогический университет»

Современные статистические данные позволяют констатировать неуклонное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение и воспитание таких детей всегда было и остаётся тяжёлым испытанием для родителей, находящихся зачастую в состоянии пролонгированного стресса, отчаяния и беспомощности.

До недавнего времени практика психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья развивались по преимуществу как практика служб поддержки дошкольного и школьного образования. Как отмечает Е.Л.Гончарова, на этом пути уже достигнуты определенные успехи, которые показывают важность и значимость ранней диагностики и ранней психологической коррекции. Тем более очевидной становится необходимость развертывания служб психологического сопровождения, ориентированных на поддержку раннего возраста [1].

Согласно психоанализу Д.В.Винникотта, лучшим воздействием на ребёнка, особенно на этапах раннего детства, является интуитивное родительское поведение. Кроме того, естественная среда является наилучшей движущей силой психического развития ребёнка. Следовательно, центральное место отводится психологическому сопровождению семьи, которая воспитывает ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в подобном сопровождении, начиная с самых ранних этапов развития ребёнка, когда проблемы психического развития выражены, или маркеры неблагополучия ещё не совсем очевидны, но могут стать провоцирующими факторами отдалённых проблем (Ю.А.Разенкова, Е.Л.Гончарова).

Одним из основополагающих принципов системы ранней помощи является принцип семейноцентрированности, который призывает к рассмотрению психологического сопровождения как некой системы, созданной для поддержки семейных паттернов взаимодействия, которые в большей степени способствуют развитию ребёнка. В исследованиях Ю.А.Разенковой показано, что услуги в системе ранней помощи должны распространяться на всех членов семьи, а не только на ребёнка. Стрессы, связанные с рождением и воспитанием ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, зачастую нарушают семейные характеристики взаимодействия, которые могут принимать различные, в большинстве случаев неадекватные, формы. Тяжесть нарушения чаще имеет большее значение для семьи, чем тип нарушения или проблемы самого ребёнка [2].

Согласно культурно-исторической парадигме в отечественной дефектологии, развитие ребёнка, особенно в период раннего детства,  должно проходить в естественных для него условиях чрез взаимодействие с близким взрослым, чему отвечает такая форма сопровождения семьи с проблемным ребёнком, как домашнее визитирование.

Форма надомного сопровождения является одной из перспективных организационных форм ранней помощи семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или группы риска [3].

На протяжении одного года нами на базе службы городской психолого-медико-педагогической комиссии организованы попытки психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей группы риска на этапах раннего детства в форме домашнего визитирования. В рамках надомного сопровождения семьи специальный психолог осуществляет все виды своей профессиональной деятельности (консультирование, диагностика, психологическая коррекция и психопрофилактика) в зависимости от запроса, потребностей и возможностей семьи и ребёнка.

Несмотря на некоторый характер инновационности формы надомного визитирования в работе специального психолога в рамках инфраструктуры нашего города, данный вопрос можно считать достаточно актуальным в виду различных обстоятельств:

  • совместно со специалистами службы городской психолого-медико-педагогической комиссии мы отметили увеличение количества обращений родителей относительно проблем своих детей в раннем возрасте, в то время как специализированные образовательные учреждения для детей данной возрастной группы отсутствуют либо их количество ограничено;
  • посещение специальных центров раннего развития оказывается недоступным для большинства семей в силу различных причин экономического характера, территориального расположения или квалифицированности кадров;
  • статистика указывает на увеличение количества детей со сложными и выраженными нарушениями, в результате чего семья просто физически не всегда готова к транспортировки такого ребёнка в развивающий центр или ребёнок не готов к условиям пребывания в данном учреждении (например, занятия без родителей в группе).

В исследовании приняли участие 25 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска младенческого и раннего возраста. Большинство из них имеют статус полных и благополучных семей по социально-психологическим критериям. Количество встреч с каждой семьёй определяется возможностями и характером их проблем.

Домашнее визитирование начинается с запроса родителей, который оформляется в специальный бланк с общими сведениями. Запрос родители могут оформить по телефону или по электронной почте. На данном этапе специальному психологу важно своевременно среагировать на поступивший запрос и выехать с визитом в семью в течение 2-4 дней после заполнения анкетных сведений. Относительно группы испытуемых можно отметить, что в 37% случаев матери стали инициаторами обращения к специалисту ранней помощи в возрасте ребёнка от 3 месяцев до 8 месяцев. Оставшиеся 63% запросов пришлось на ранний возраст.

Важным отличием в работе специального психолога является первый этап, который в обычной ситуации предполагает консультирование на основе диагностики, а в надомном сопровождении – консультирование, которое зачастую сводится к выслушиванию жалоб и проблем родителей. В связи с этим, первый шаг – это оценка семейных потребностей, которая чаще всего происходит в форме интервью и занимает в большинстве случаев не один визит специалиста в семью. Это так называемый этап «выговаривания», а для психолога – этап активного слушания. Далее специалист и родители обсуждают результаты интервью и совместно принимают решение о том, над чем родители хотели бы работать. По опыту нашей работы в 42% случаев семьи, после разъяснения перспектив развития ребёнка и постановки задач, не обращались с запросом повторного визита. Остальные семьи (58%) инициировали повторный запрос и проявили инициативу в длительных консультациях и систематических занятиях с ребёнком на дому.

Все матери активно высказывали желание сотрудничать со специалистом, готовность вместе решать возникшие проблемы в развитии ребёнка. Кроме устных рекомендаций, осуществляется информационная поддержка относительно разных проблем в развитии по запросу матери и подбор методической литературы или брошюр с играми и упражнениями, содержание которых ориентировано на потребности ребёнка в ближайший период развития.

В рамках такой формы работы специального психолога, как домашнее визитирование, специалист, безусловно, ориентируется на базовые принципы и стратегии психологического сопровождения и реализует основные этапы и направления своей профессиональной деятельности. Однако хочется отметить ряд специфических особенностей в организации и содержании надомного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей группы риска на этапах раннего детства, которые были отмечены нами в ходе исследования:

  • внешний вид специалиста, предполагающий удобную одежду для работы с детьми данной категории и на данном возрастном этапе, которая не будет раздражать ребёнка и родителей;
  • обязательные гигиенические процедуры в самом начале встречи и благоприятное соматическое состояние специалиста;
  • обязательный учёт всех членов семьи, особенно братьев и сестёр, которых целесообразно включать в работу в качестве «помощников»;
  • частые отмены встреч или их перенос могут негативно отразиться на репутации специалиста и разрушить доверительные отношения между психологом и родителями;
  • работа с ребёнком только совместно или в присутствии матери (другого близкого взрослого) с активным её участием;
  • использование системы домашних заданий, расширяющих компетенцию родителей и организация предметно-развивающей среды, адекватной возрасту и потребностям ребёнка;
  • психолог не должен приносить с собой методические пособия и оборудование, а заранее договариваться с родителями о том, что стоит подготовить к последующим занятиям;
  • в ходе домашнего визита должна быть благоприятная эмоциональная обстановка, доверительные отношения с семьёй и самим ребёнком.

Относительно формы надомного сопровождения сегодня остаётся больше вопросов, чем ответов. Однако, это достаточно нужная и перспективная форма работы специального психолога с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Гончарова, Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста / Е.Л.Гончарова // Дефектология. – 2009. - № 1, С. 45-49.
  2. Разенкова, Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития / Ю.А. Разенкова. – М.: Карапуз, 2011. – 144 с.
  3. Сопровождение проблемного ребёнка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общей редакцией Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 216 с.
Категория: Статьи | Добавил: Otklik (09.08.2014)
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar