Главная » Статьи » Статьи

Организационные формы создания предметно-развивающего пространства для детей с проблемами в развитии на базе различных учреждений

«Организационные формы создания предметно-развивающего пространства для детей с проблемами в развитии на базе различных учреждений»

Благотворительный фонд развития Меценат реализует социально-значимые проекты и программы на протяжении 8 лет, последние 2 года приоритетным направлением работы фонда является поддержка детей с особыми возможностями здоровья, группой риска и их родителей.

Начиная с 2014 года, благотворительный фонд развития Меценат реализует проекты и программы направленные на внедрение системы ранней помощи в Омском регионе при поддержке Министерства образования Омской области.

Проект поддержки детей с особыми возможностями здоровья, детей группы риска и их родителей включает в себя 3 уровня помощи:

Первый уровень помощи ориентирован на детей младенческого возраста от 0 до года, реализуется эта помощь на базе Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городской клинический перинатальный центр» по адресу  ул. Красных Зорь 54 В.

 На данной базе функционирует консультативно-диагностический пункт для семей, воспитывающих младенцев с проблемами в развитии, работа направлена на оценку развития ребенка, на профилактику и раннее выявление нарушений развития младенцев.

Предметно-развивающее пространство включает в себя – оборудование Монтессори, звучащие предметы и игрушки, игрушки и средства для развития ориентировочных реакций и поисковой активности, оборудование для стимуляции двигательной активности, спортивный инвентарь (ортопедические дорожки, маты, сухой бассейн), дидактический материал и дидактические пособия.

Также  в рамках деятельности консультативно-диагностического пункта проводится система мастер-классов для родителей, где они получают возможность повысить уровень собственной грамотности, увидеть, как специалист общается с младенцем, получить рекомендации по вопросам развития ребенка.

Второй уровень помощи это Лекотека для детей раннего возраста, рассчитана на работу с детьми от года до трех лет. Лекотека открыта на базе  ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» по адресу пр.Мира 32. Лекотека - это библиотека игрушек,  которую посещают дети с особыми возможностями здоровья, дети группы риска, совместно с их нормально развивающимися сверстниками, в сопровождении родителей.

Материальная база Лекотеки включает в себя оборудование для развития общих движений и мелкой моторики,  игрушки для развития тактильного восприятия, и средства для развития зрительного, слухового восприятия. Игрушки для развития мышления, памяти, для развития речи. Средства для социально – эмоционального развития, материалы для изобразительного творчества, игрушки для музыкального развития, книги для детей, пособия для родителей.

Так, предметно-пространственная среда позволяет не только, развивать психические функции,  обогащать опыт ребенка, расширять контакты, но и дает возможность свободной деятельности детей и непосредственного общения и сотрудничества со взрослыми.

Организация работы в форме лекотеки предполагает  индивидуальное вхождение матери и ребенка в игровое пространство. Специалисты лекотеки оказывают родителям психолого-педагогическую помощь.

На базе лекотеки работают специалисты раннего развития, дефектологи, логопеды, психологи, которые взаимодействуют одновременно с ребенком и родителями. Посещение лекотеки является бесплатным.

Третий уровень помощи – это открытие коррекционно-развивающих групп «Особый малыш» для  детей в возрасте от 2 до 3, 4 лет с проблемами в развитии. Группы функционируют на базе двух учреждений – БОУ ДО «Центр творчества «Созвездие» по адресу ул. Пушкина 110, и на ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» по адресу пр. Мира 32.

В данные группы попадают дети, имеющие интеллектуальные нарушения, задержку психического развития, расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Цель таких групп это комплексное, всестороннее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.

Занятия в группах ведутся по авторской программе «Радуга», которая включает в себя  следующие направления:

  • развитие речи и навыков коммуникации;
  • звуковая культура речи;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • развитие деятельности;
  • развитие мелкой моторики;
  • эмоциональное развитие детей.

В заключение своего выступления хотелось бы отметить, что различные формы организации предметно-пространственной среды в разном возрасте позволяют своевременно решить вопросы профилактики, коррекции и компенсации проблем в развитии у детей на этапах раннего детства.

Категория: Статьи | Добавил: vdovina_galina (15.11.2015)
Просмотров: 324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar