Главная » Статьи » Статьи |
О. Н. Падерина, Е. В. Орлова Бюджетное образовательное учреждение «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» города Омска На современном этапе развития системы специального образования актуальным и практически значимым направлением исследований является процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство через систему ранней помощи (Н.Н.Малофеев, Н.Д.Шматко, Ю.А.Разенкова). Количество детей с ОВЗ увеличивается из года в год, что подтверждается данными современной статистики. Образовательные организации нашего города не всегда способны охватить всех детей, нуждающихся в специальных индивидуализированных условиях обучения. Ещё меньше возможностей получить спектр специальных психолого-педагогических услуг имеется у детей в раннем возрасте. Современные исследования показывают важность и значимость периода раннего детства в психическом развитии ребёнка. Во-первых, происходит активное речевое развитие и, построенное на этом, овладение навыками общения и взаимодействия со взрослым, как основной движущей силы психического совершенствования ребёнка. Во-вторых, это период формирования активного и осмысленного восприятия, как отправной точки для развития произвольного внимания, важнейших мыслительных операций и когнитивного развития в целом (Н.Н.Авдеева, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова). Современные психолого-педагогические технологии диагностики детей раннего возраста позволяют констатировать наличие речевых проблем, недоразвитие психических процессов, проблемы во взаимодействии со взрослым, отставание в познавательном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы, что в целом может привести к нарушению познавательной деятельности и невозможности дальнейшего освоения общеобразовательных программ, как на этапе дошкольного, так и на этапе школьного детства. Вопросы ранней диагностики и ранней комплексной коррекционной помощи не только относительно детей с выраженными нарушениями, но и с отклонениями, трудно диагностируемыми в раннем детстве, становится особо актуальным. Сегодня, в поле зрения специалистов попадают и дети группы высокого риска по развитию нервно-психических расстройств. Понятие «группа риска» вбирает в себя множество категорий детей, с различными причинами возможных отклонений в развитии (Ю.А.Разенкова). Актуальным и востребованным в современных условиях инфраструктуры нашего города является опыт сопровождения детей с ОВЗ и детей группы риска в различных организациях, осуществляющих обучение, осуществляемый БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» г.Омска. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста осуществляется в небольших группах, наполняемостью 4-6 детей. Группы могут включать детей разного возраста (от 1,5 до 3,5 лет) и различной категории нарушения или группы риска. Психолого-педагогическое сопровождение и дополнительное образование осуществляется с целью комплексного, всестороннего развития психики детей раннего возраста с ОВЗ или группы риска, и предполагает решение следующих задач:
Достижение цели и решение представленных задач предполагает реализацию специалистом основных направлений деятельности:
Психолого-педагогическое сопровождение и дополнительное образование предполагает реализацию комплексных занятий для детей совместно с их родителями. Комплексность, наряду с другими принципами, достигаются за счёт сочетания и использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми, подачи нового материала и закрепления усвоенной информации, доступными для детей способами. Сочетание в работе различных методов и приёмов способствует прочному овладению компонентами академической и жизненной компетенциями и формированию различных видов деятельности. Такие специфические приёмы, как сопряжённое выполнение действий, совместное проговаривание, выполнение действий «рука в руке», фоноритмика и артикуляционная гимнастика, соотнесение, приёмы наложения и приложения, не только способствуют коррекции имеющихся недостатков психического развития, и предупреждают ряд вторичных наслоений в сложной структуре дефекта, но и позволяют активно включить родителей в процесс сопровождения, повысить уровень их педагогической грамотности и наладить психологический контакт с ребёнком. Многогранность направлений работы специалиста прослеживается в основных структурных компонентах занятия:
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение и дополнительное образование детей раннего возраста с ОВЗ и детей группы риска эффективно при осуществлении комплексного подхода в построении содержания занятия и активного сотрудничества ребёнка с родителями в процессе их сопровождения. Список литературы:
| |
Просмотров: 1436 | |
Всего комментариев: 0 | |