Главная » Статьи » Статьи

Психолого-педагогическое сопровождение и дополнительное образование детей раннего возраста с ОВЗ и группы риска

О. Н. Падерина, Е. В. Орлова

Бюджетное образовательное учреждение «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» города Омска

На современном этапе развития системы специального образования актуальным и практически значимым направлением исследований является процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство через систему ранней помощи (Н.Н.Малофеев, Н.Д.Шматко, Ю.А.Разенкова). Количество детей с ОВЗ увеличивается из года в год, что подтверждается данными современной статистики. Образовательные организации нашего города не всегда способны охватить всех детей, нуждающихся в специальных индивидуализированных условиях обучения. Ещё меньше возможностей получить спектр специальных психолого-педагогических услуг имеется у детей в раннем возрасте.

Современные исследования показывают важность и значимость периода раннего детства в психическом развитии ребёнка. Во-первых, происходит активное речевое развитие и, построенное на этом, овладение навыками общения и взаимодействия со взрослым, как основной движущей силы психического совершенствования ребёнка. Во-вторых, это период формирования активного и осмысленного восприятия, как отправной точки для развития произвольного внимания, важнейших мыслительных операций и когнитивного развития в целом (Н.Н.Авдеева, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова).

Современные психолого-педагогические технологии диагностики детей раннего возраста позволяют констатировать наличие речевых проблем, недоразвитие психических процессов, проблемы во взаимодействии со взрослым, отставание в познавательном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы, что в целом может привести к нарушению познавательной деятельности и невозможности дальнейшего освоения общеобразовательных программ, как на этапе дошкольного, так и на этапе школьного детства.

Вопросы ранней диагностики и ранней комплексной коррекционной помощи не только относительно детей с выраженными нарушениями, но и с отклонениями, трудно диагностируемыми в раннем детстве, становится особо актуальным. Сегодня, в поле зрения специалистов попадают и дети группы высокого риска по развитию нервно-психических расстройств. Понятие «группа риска» вбирает в себя множество категорий детей, с различными причинами возможных отклонений в развитии (Ю.А.Разенкова).

Актуальным и востребованным в современных условиях инфраструктуры нашего города является опыт сопровождения детей с ОВЗ и детей группы риска в различных организациях, осуществляющих обучение, осуществляемый БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» г.Омска.  Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста осуществляется в небольших группах, наполняемостью 4-6 детей. Группы могут включать детей разного возраста (от 1,5 до 3,5 лет) и различной категории нарушения или группы риска.

Психолого-педагогическое сопровождение и дополнительное образование осуществляется с целью комплексного, всестороннего развития психики детей раннего возраста с ОВЗ или группы риска, и предполагает решение следующих задач:

  1. формирование общей, речевой и познавательной активности через развитие навыков сотрудничества и взаимодействия ребёнка со взрослым;
  2. развитие психических процессов и предпосылок интеллектуальной деятельности через реализацию серии специальных игр и упражнений;
  3. развитие эмоционально-волевой сферы и адекватного поведения, как основных характеристик зарождающейся личности;
  4. формирование различных видов деятельности, как основной движущей силы психического и познавательного развития;
  5. расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающем мире предметов и явлений.

Достижение цели и решение представленных задач предполагает реализацию специалистом основных направлений деятельности:

  • развитие речи и навыков коммуникации;
  • звуковая культура речи;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • развитие деятельности;
  • развитие мелкой моторики;
  • эмоциональное развитие детей.

Психолого-педагогическое сопровождение и дополнительное образование предполагает реализацию комплексных занятий для детей совместно с их родителями. Комплексность, наряду с другими принципами, достигаются за счёт сочетания и использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми, подачи нового материала и закрепления усвоенной информации, доступными для детей способами.

Сочетание в работе различных методов и приёмов способствует прочному овладению компонентами академической и жизненной компетенциями и формированию различных видов деятельности. Такие специфические приёмы, как сопряжённое выполнение действий, совместное проговаривание, выполнение действий «рука в руке», фоноритмика и артикуляционная гимнастика, соотнесение, приёмы наложения и приложения, не только способствуют коррекции имеющихся недостатков психического развития, и предупреждают ряд вторичных наслоений в сложной структуре дефекта, но и позволяют активно включить родителей в процесс сопровождения, повысить уровень их педагогической грамотности и наладить психологический контакт с ребёнком.

Многогранность направлений работы специалиста прослеживается в основных структурных компонентах занятия:

  1. Дыхательное и речевое упражнение с элементами фоноритмики, что не только способствует речевому развитию, но и позволяет эмоционально настроить детей на предстоящее занятие. Речевое упражнение предполагает работу по формированию звукопроизносительных навыков в сочетании с соответствующими движениями – использование элементов фоноритмики в работе.
  2. Пальчиковая гимнастика предполагает сочетание речи и движений через сопровождение тонких движений пальцев соответствующим текстом, что способствует не только развитию мелкой моторики, но и речевому развитию, активности и инициативности. 
  3. Артикуляционная гимнастика, позволяющая выполнить ряд несложных  артикуляционных упражнений разносторонней направленности, что способствует развитию подвижности мышц речевого аппарата, их тонизированию, снятию мышечного напряжения и дифференциации движений языка, губ, нижней челюсти.
  4. Сюрпризный момент имеет определённую ценность и играет важную роль в создании у детей мотивации к предстоящей деятельности, улучшении продуктивности их деятельности, повышении устойчивости внимания. Данный компонент позволяет настроить детей на предстоящую деятельность, организовать и заинтересовать их, а также является средством и оборудованием для упражнения на эмоциональное развитие детей.
  5. Развитие речи через ознакомление с окружающим непосредственно происходит в процессе накопления детьми практического опыта, в процессе взаимодействия с предметами и явлениями, в процессе ознакомления с окружающим.
  6. Графическое упражнение способствует развитию мелкой моторики, развитию зрительно-двигательной координации, развитию графомоторных навыков, ориентировке на листе бумаги и выполнению элементарных заданий по речевой инструкции.
  7. Динамическая пауза на эмоциональное развитие детей – неотъемлемый компонент, который способствует снятию эмоционального напряжения, переключению детей на другую деятельность, предотвращению переутомления, развитию навыков взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в группе.
  8. Математическое упражнение, предполагающее подготовку детей к усвоению элементарных математических представлений,  развитие важнейших психических функций, знакомство с системой сенсорных эталонов.
  9. Продуктивная деятельность детей осуществляется с целью закрепления полученных навыков, систематизации знаний и переноса усвоенного опыта в новую ситуацию через рисование, аппликацию и другие виды продуктивной деятельности или их сочетание. При этом у детей появляется возможность развития произвольности психических процессов, развиваются навыки деятельности и достижения цели, формируется познавательная активность и самостоятельность.
  10. Заключительная часть, предполагающая подведение итогов и дифференцированную оценку деятельности детей на занятии

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение и дополнительное образование детей  раннего возраста с ОВЗ и детей группы риска эффективно при осуществлении комплексного подхода в построении содержания занятия и активного сотрудничества ребёнка с родителями в процессе их сопровождения.

Список литературы:

  1. Малофеев, Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н.Н.Малофеев, Ю.А.Разенкова, Н.А.Урядницкая  // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60-68.
  2. Сопровождение проблемного ребёнка и его семьи в системе ранней помощи / Под общей редакцией Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 216 с.
Категория: Статьи | Добавил: Otklik (09.08.2014)
Просмотров: 1436 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar