Главная » Статьи » Статьи

Система ранней помощи как условие создания доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Е. В. Орлова

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

В соответствии с реорганизацией системы специального образования и переходом на компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, представленном в содержании ФГОС и ФГТ, создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ является достаточно актуальной и практически значимой проблемой. Однако, каждый специалист и каждый родитель, воспитывающий ребёнка с проблемами в развитии, вкладывают в понятие «доступная образовательная среда» своё содержание, отражающее собственные возможности, первостепенные нужды, наиболее значимые потребности своего ребёнка, и каждый из них будет прав.

Создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ можно рассматривать в широком и узком аспектах деятельности городских образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение. Основным условием, как в первом, так и во втором случае, является обязательное соблюдение потребностей и возможностей всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ, их родителей и специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Этому условию в полной мере отвечает зарождающаяся в инфраструктуре нашего города служба ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ или детей группы риска.

Ранняя помощь представляет собой систему помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 3 лет с нарушениями развития или риском появления таких нарушений. Ранняя помощь рассматривается как область образовательных или социальных услуг, оказываемая определённой категории семей с проблемными детьми младенческого и раннего возраста междисдиплинарной командой специалистов (Р.Ж.Мухамедрахимов). Система ранней помощи предполагает синтез диагностических, профилактических и коррекционных процессов, важных для создания условий эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка с первых дней жизни (Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Ю.А.Разенкова).

Отечественные исследования подчёркивают важность и значимость этапов раннего детства в психическом развитии ребёнка, в процессе его вхождения в предметное пространство и мир социальных отношений. Служба (отдел) ранней помощи  позволяет решить ряд очень важных задач по созданию доступной образовательной среды, направленных на максимально раннее включение ребёнка с ОВЗ и его семьи в коррекционно-развивающий процесс. Рассмотрим их более подробно.

  • Ранняя помощь является условием успешной интеграции и инклюзивного образования детей с ОВЗ. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ позволяет минимизировать наслоения вторичного характера в структуре дефекта и приблизить психическое развитие ребёнка с ОВЗ по основным линиям к развитию их нормально развивающихся сверстников. Следовательно, благодаря ранней помощи формы постоянной интеграции станут доступными для большего количества детей с ОВЗ уже на этапах дошкольного детства [2].
  • Ранняя помощь позволяет реализовать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счёт раннего овладения определённым арсеналом жизненных компетенций в младенчестве и раннем возрасте, у ребёнка появляется больше возможностей для овладения спектром академических компетенций. Ценностно-смысловыми ориентирами системы специального образования нового типа становятся особые образовательные потребности конкретного ребёнка. Ранняя помощь позволяет перейти к практике оказания комплексной помощи ребёнку с ОВЗ, совпадающей с моментом определения нарушений в его развитии или подозрением на наличие определённых проблем [2; 4].
  • Ранняя помощь рассчитана на детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ, которые не охвачены системой специального образования. Службы ранней помощи детям с ОВЗ могут быть открыты при учреждениях дополнительного образования и учреждениях системы здравоохранения, что создаёт для родителей определённую альтернативу в выборе образовательного маршрута ребёнка и формы психолого-педагогического сопровождения. Актуальной и востребованной для определённого контингента семей сегодня является форма надомного сопровождения семьи с проблемным ребёнком, отвечающая потребностям ребёнка и возможностям родителей [5].
  •  Ранняя помощь ориентирована не столько на ребёнка с ОВЗ, сколько на семью, в которой воспитывается проблемный ребёнок. Рождение ребёнка с проблемами в развитии – это тяжёлое испытание для всей семьи и, в частности, для матери, которая находится в состоянии пролонгированного стресса и отчаяния. Родителям необходима помощь в принятии ребёнка, в осознании его проблем, в налаживании между матерью и ребёнком продуктивного и гармоничного взаимодействия. Снятие эмоционального напряжения матери важно ещё и потому, что основными психическими новообразованиями ребёнок овладевает не в одиночку, а за счёт продуктивного взаимодействия со взрослым, на протяжении которого именно матерью осуществляется трансляция социокультурного опыта. Искажённое восприятие матерью собственного ребёнка не позволяет ей создать для ребёнка полноценную общность, что отрицательно сказывается на его психическом развитии [1].
  • Ранняя помощь построена на принципе междисциплинарного взаимодействия, предполагающего синтез медицинских и психолого-педагогических услуг в отношении детей с ОВЗ. Учреждения здравоохранения становятся отправной точкой психолого-педагогического сопровождения. Оптимизацию «диалога» между матерью и ребёнком необходимо осуществлять с первых дней жизни младенца, начиная включённую работу не в отделении, а сразу после выписки из стационара. Именно на данном этапе происходит истинное воссоединение общности матери и ребёнка, они возвращаются в естественную среду и семьёй осознаётся наличие проблем или рисков в развитии ребёнка [3].
  • Ранняя помощь призвана решить проблему детского сиротства в популяции детей с ОВЗ. Так по данным специалистов лаборатории ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО (Москва), в 1999 году наблюдалось 90% случаев отказа матерей от детей с синдромом Дауна. В 2010 году, ввиду активной работы Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» лишь 35% матерей отказались от воспитания детей с данным синдромом. Психологическое сопровождение этих матерей осуществлялось ещё в период беременности, когда по результатам перинатальной диагностики у ребёнка констатировали хромосомную аберрацию. За счёт разнонаправленной работы специалистов с матерями, всё большее их количество после рождения забирали своих «особенных» малышей домой, где с первых дней получали комплексную поддержку специалистов службы ранней помощи [4].
  • Ранняя помощь позволяет социализировать и наметить образовательные перспективы для детей с комплексными и множественными нарушениями развития, которые ранее, в силу выраженности нарушений, оставались «за бортом» образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение. Комплексное сопровождение ребёнка данной категории с раннего возраста позволяет подобрать наиболее оптимальные «обходные» пути развития ребёнка и максимально подготовить его к овладению образовательных программ специализированных детских садов и школ [5].
  • Ранняя помощь ориентирована не только на преодоление проблем в психическом развитии детей с ОВЗ, но и на профилактику и предупреждения возможных отклонений за счёт работы с детьми группы риска. Практика работы указывает на ситуации, когда родители замечают некоторые особенности поведения и развития своих детей, которые заставляют их обеспокоиться и посещать специалистов медицинского профиля. Однако, педиатры или детские неврологи не всегда готовы квалифицировать нарушение психического развития у ребёнка на этапах раннего детства, но уже отмечают ряд маркеров неблагополучия в психофизическом и социально-эмоциональном развитии. Именно в отношении таких детей – детей группы риска необходимо оказывать опережающую помощь, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение, ориентированное на профилактику, предупреждение или минимизацию последствий воздействия на организм патогенных факторов [3].

Таким образом, ранняя помощь детям с ОВЗ и детям группы риска является актуальным и практически значимым направлением деятельности в нашей стране в целом, и в инфраструктуре нашего города в частности. Несмотря на ряд методологических, организационно-технических и идеологических трудностей, практика комплексного сопровождения детей при тесном сотрудничестве БУЗ ОО «Клинический родильный дом №1» и БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» г.Омска имеет свои положительные результаты в отношении всех субъектов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Список литературы:

  1. Гончарова, Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста / Е.Л.Гончарова // Дефектология. – 2009. - № 1, С. 45-49.
  2. Малофеев, Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребёнком в Российской Федерации / Н.Н.Малофеев, Ю.А.Разенкова, Н.А.Урядницкая  // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60-68.
  3. Орлова, Е.В. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: недоношенность как фактор риска / Е.В.Орлова. – Омск: Издательство «ОмГПУ», 2014. – 104с.
  4. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей / Ответственный редактор Ю.А.Разенкова. – М.: «Права человека», 2003. – 252 с.
  5. Сопровождение проблемного ребёнка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общей редакцией Ю.А.Разенковой. – М.: «Школьная Пресса», 2012. – 216 с.
Категория: Статьи | Добавил: Otklik (09.08.2014)
Просмотров: 1862 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar