Главная » Статьи » Статьи

В.С.Бачина, П.В.Дорошенко, Д.С.Логинова
Современные статистические данные позволяют констатировать неуклонное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение и воспитание таких детей всегда было и остается тяжелым испытанием для родителей, находящихся зачастую в состоянии пролонгированного стресса, отчаяния и беспомощности. Семье с проблемным ребенком требуется помощь и поддержка со стороны специалистов на всех уровнях ее функционирования.
Согласно психоанализу Д.В.Винникотта, лучшим воздействием на ребенка, особенно на этапах раннего детства, является интуитивное родительское поведение, организованное в естественной среде. Общение и взаимодействие матери и ребенка является наилучшей движущей силой психического развития, а в случае детей с ограниченными возможностями здоровья еще и «запускающим» механизмом компенсации нарушенных функций. В связи с этим, центральное место отводится психологическому сопровождению семьи, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в подобном сопровождении, начиная с самых ранних этапов развития ребенка, особенно если речь идет о детях с тяжелыми и комплексными нарушениями развития [2; 3; 7].
Во многих случаях комплексные нарушения развития возникают в результате тяжелого органического поражения центральной нервной системы, в частности в следствии недоношенности у детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела. Говоря о тяжелых органических поражениях центральной нервной системы, мы имеем дело с выраженным отставанием психомоторного и социально-эмоционального развития детей первого года жизни, что в последующем приобретает более стойкий и выраженный характер [4; 6; 8].
Семья, воспитывающая детей с комплексными нарушениями, испытывает большие трудности в организации коррекционно-развивающей работы на базах центров психолого-медико-социального сопровождения и других учреждениях, в связи с выраженностью проблем в развитии ребенка и глубиной отставания в развитии основных двигательных навыков [1; 7]. Одной из альтернативных форм работы с такими семьями является работа некоммерческих общественных организаций, реализующих социально значимые проекты и программы в отношении данной категории благополучателей.
Омский городской общественный благотворительный Фонд развития «Меценат» в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности реализует программы ранней медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Успешно завершился цикл основных мероприятий в рамках проекта психолого-педагогического сопровождения матери и ребенка с ограниченными возможностями здоровья на этапах раннего детства «Когда ты и я вместе», который был реализован на средства гранта, предоставленные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На протяжении 10 месяцев было организовано надомное сопровождение 30 семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ и группы риска. Большинство из них имеют статус полных и благополучных семей по социально-психологическим критериям. У многих имеется опыт воспитания нормально развивающихся детей старшего возраста. Из них 12 семей воспитывают детей младенческого возраста группы высокого риска по возникновению нервно-психических расстройств; и 18 семей воспитывают детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Мы проанализировали ситуацию и провели опрос родителей относительно их опыта сотрудничества со специалистами центров психолого-педагогического или медико-социального сопровождения на территории города Омска. В качестве основных проблем, препятствующих своевременному началу коррекционно-развивающей работы с ребенком в этих семьях можно считать следующие:
• отсутствие специализированных дошкольных образовательных учреждений для детей в возрасте 2 – 3 лет по профилю нарушения в развитии ребенка, либо их ограниченное количество (26 % опрошенных семей);
• ограничение финансовых ресурсов семьи для оплаты занятий со специалистами коммерческих структур или специалистов, готовых оказывать платные услуги на дому (19 % опрошенных семей);
• отдаленность территориального расположения Центров психолого-медико-социального сопровождения, в то время как дети испытывают большие трудности транспортировки, особенно общественным транспортом (48 % опрошенных семей);
• отсутствие специалистов, готовых оказывать квалифицированную помощь детям с проблемами в развитии и их семьям, начиная с первых месяцев жизни (64 % опрошенных семей);
• не готовность ребенка к пребыванию в учреждении ввиду выраженности нарушений в его развитии, а также недостатки ресурсного и материально-технического оснащения учреждений (73 % опрошенных семей).
В рамках такой формы работы в системе ранней помощи, как надомное визитирование, важно ориентироваться на базовые принципы и стратегии психолого-педагогического сопровождения, реализовывать основные этапы и направления профессиональной деятельности. Однако хочется отметить ряд специфических особенностей в организации и содержании надомного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей группы риска на этапах раннего детства, которые были сформулированы нами в ходе реализации Проекта:
• добровольное согласие семьи на участие в Проекте и надомную форму сопровождения, как наиболее приемлемую в решении базовых задач всестороннего развития ребенка с ОВЗ или группы риска;
• установление и четкое соблюдение режима дня ребенка, для определения наиболее оптимального места занятий в нем и наиболее подходящее состояние ребенка, степень готовности матери к занятию;
• внешний вид специалиста, предполагающий удобную одежду для работы с детьми данной категории и на данном возрастном этапе, которая не будет раздражать ребенка и родителей, не будет стеснять специалиста;
• обязательные гигиенические процедуры со стороны специалиста в самом начале встречи и его благоприятное соматическое состояние, а также со стороны ребенка (он должен быть умыт, здоров, бодр и активен);
• соблюдение правил чистоты и гигиены в помещении квартиры или комнаты, где планируется проведение занятий с ребенком, подготовка необходимых материалов для занятий;
• обязательный учет всех членов семьи, особенно братьев и сестер, которых целесообразно включать в работу в качестве «помощников», соблюдая принцип семейно-центрированности;
• работа с ребенком только совместно или в присутствии матери (другого близкого взрослого) с активным ее участием и вовлечением в постановку задач и поиска эффективных способов их решения;
• использование системы домашних заданий, расширяющих компетенцию родителей, актуализирующих их опыт и гармонизирующих взаимодействие и общение с ребенком на доступном и понятном для него уровне;
• организация в квартире или комнате предметно-пространственной и развивающей среды, адекватной возрасту ребенка, его возможностям и потребностям;
• благоприятная эмоциональная обстановка в семье, во взаимоотношениях между членами семьи, доверительные отношения со специалистом и его нейтральная позиция в конфликтных ситуациях.
Таким образом, надомное визитирование признается одной из актуальных и востребованных форм работы специалиста в системе ранней помощи. Данная форма работы отвечает потребностям семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с проблемами в развитии или комплексными нарушениями. Ввиду выраженности психомоторного и социально-эмоционального неблагополучия эти дети не имеют возможности посещения специализированных учреждений или центров психолого-медико-педагогического сопровождения. Надомное визитирование отвечает не только потребностям семьи, но и возможностям ребенка и условиям организации коррекционно-развивающей работы.

Список литературы:
1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А.Басилова, Н.А.Александрова. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
2. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В.Винникотт / Перевод с английского А.Грузберга. – Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2004. – 400 с.
3. Гончарова, Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста / Е.Л.Гончарова // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 45-49.
4. Лазуренко, С.Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни / С.Б.Лазуренко // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – М.: ГНУ «ИКП РАО», 2005. – 158 с.
5. Орлова, Е.В. Организация и содержание надомного сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как новая форма работы специального психолога / Е.В.Орлова, М.В.Кондиенко // Детство, открытое миру. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2013. – С. 502-505.
6. Орлова, Е.В. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения недоношенных младенцев на разных этапах выхаживания / Е.В.Орлова, О.Ю.Синевич // Мать и дитя в Кузбассе. – 2015. – № 3 (62). – С. 52-55.
7. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общей редакцией Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 216 с.
8. Половинкина, О.Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы / О.Б.Половинкина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М.: ГНУ «ИКП РАО», 2005. – 153 с.
Категория: Статьи | Добавил: mecenat4247 (14.11.2016)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar